Форум » О Высоцком » В.Э.Рецептер o BB » Ответить

В.Э.Рецептер o BB

petr: Скорее всего знатоки знают об этом воспоминании, но я наткнулся впервые (мне передали книгу В.Э.Рецептера "Жизнь и приключения артистов БДТ"), и подумал, что меня не слишком осудят даже если это - повторение. Мне показалось интересным взгяд о гражданственности ВВ - тема,которую мы обсуждали. Я нашел только что это воспоминание и на инете - http://magazines.russ.ru/znamia/2001/4/recep.html "Не успели мы начать репетиции «Розы и Креста» , как Стриж(евский) сыграл у нас роль трагического вестника. Он пришел в театр в неурочное время, после двух, когда репетиция уже закончилась, и сказал: — Умер Володя Высоцкий. Мы только что вышли из зала и толклись в предбаннике у актерского буфета. Кто-то сказал: «Бросьте шутить», кто-то — «Перестань», но большинство в один голос сказали ему в ответ: — Не может быть. И я, как все. Тогда он сказал: — Сегодня, в четыре утра... От обширного инфаркта... Теперь все слушали его. Помедлив, Слава объяснил: — Сандро из Москвы звонил Гоге (Товстоногову)... А Гога сказал мне... Так докатилось... Мы были еще в шоке, когда Стржельчик закончил сообщение так: — Вот был гражданин... Совсем себя не щадил... Гражданская тема до нас еще не доходила, но этими словами Владислав Игнатьевич успел обозначить важный для него смысл. Теперь степень гражданственности уже напрямую и окончательно была связана со степенью беспощадности к себе. Очевидно, именно эта мысль была главной в разговоре Стрижа и Гоги. Р. еще не остыл от работы и по инерции думал о Бертране и Блоке, и новая смерть резко вошла в состав блоковских загадок. Володя умер накануне столетнего юбилея — вот «странное сближение»... И возраст приблизительно совпадал... Блок и Высоцкий... Вот они и встанут теперь «почти что рядом»: тот — на «Б», а он — на «В»... А мы начали репетировать «Розу и Крест» двадцать второго июля — за три дня до Володиной смерти. Что такое трагедия? Это — «не может быть». То, что не должно случиться и все-таки происходит. Все событья — за гранью, и судьба — вопреки всему... Я подумал о том, что ему уже не сыграть Бертрана, а это — его роль... И о том, что легко отдавать свои роли, когда знаешь, что их не возьмут... Его Гамлета я так и не видел... А он моего, может быть, посмотрел... Похоже, это было летом шестьдесят второго... Или шестьдесят четвертого... но точно — в теплое время. Его привели в ресторан гостиницы «Центральная» на встречу со мной, в середине дня, во время московских гастролей. Тогда мой Гамлет прошумел по Москве, а Высоцкого еще не все знали. Кто-то из моих ташкентских учеников был с ним знаком, кто-то из ребят того курса, на котором я начал работать сразу после окончания института. За столом сошлось человек десять, ташкентцы и москвичи, в основном — студенты, и вышло, что Высоцкий и Р. сидели по торцам стола и посматривали друг на друга. Пили красное вино с какой-то слабой закуской: денег — кот наплакал. И Володя был без гитары. Что-то ему говорили обо мне, а мне — о нем. Когда допили вино, Володя сказал: — Ну хорошо... Посмотрим... И мы пожали друг другу руки. Может быть, реплика была немного другая, но мне показалось, что в ней было больше одного смысла. Мол, не только спектакль посмотрим, но и как обернется дело. Кто, мол, из нас больше прошумит по Москве. Кажется, имелся в виду именно Гамлет. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, и теперь, когда он умер, Гамлет давал уже обратный свет... "

Ответов - 2

GDB: "Мне показалось интересным взгяд о гражданственности ВВ - тема,которую мы обсуждали." Там наибольшие разногласия вызвали строки «И я не отличался от невежд,/ А если отличался – очень мало,-/ Занозы не оставил Будапешт,/ А Прага сердце мне не разорвала», - при этом как-то в дебатах упустили факт, что написанное от первого лица – это всё-таки слова героя произведения, а не самого автора. Автор описывает политическую слепоту представителя поколения, но по-видимому, сам ВВ в полной мере оценил события, поскольку написал о них без какого-либо внешнего толчка через два десятка лет. А вот в каком остросоциальном обрамлении рассматриваются эти строки в другом источнике (Варданян Валентина, http://pokrovsk.info/referat/ref14987.html) «Читая Высоцкого, мы постоянно открываем для себя новые неведомые вещи. К нам пришла его резкая и беспощадная политическая лирика(цитата купирована мной - ГДБ): И я не отличался от невежд, ................................................ Безвременье вливало водку в нас. Такой духовный максимализм, такая суровая самокритика от имени целого поколения – традиционны для русской поэзии. В этих жестких, отнюдь не ласкающих слух и бередящих душу строках можно услышать отголосок лермонтовской “Думы”: ”Перед опасностью позорно-малодушны,\И перед властию презренные рабы”. Прибегая к столь ответственным параллелям , не умолчим о том, что разработка классического мотива ведется у Высоцкого в стиле совсем не классическом: чего стоит, к примеру, упоминание о водке в одном контексте со словами “Россия” , “безвременье”. Какое-то необычное сочетание высого и низкого, поэзии и прозы… Вот, может быть, и ключ ко всему Высоцкому...»

Админ_ВВ: Тема перенесена - http://vysotsky.ws/index.php?showtopic=128



полная версия страницы